Каждую весну вместе со снегом тает и наш асфальт, оставляя за собой ямы и выборы. Вопрос, как остановить это «таяние» без огромных затрат, становится актуальным. Есть решение - добавить в дорогу пластик. Миллионы тонн пластиковых отходов, размещенных на свалках, могут найти новое применение, обеспечивающее более прочные и дешевые затраты.
Пластик и дороги: два шкафа
Пластик можно использовать в дорожном строительстве двумя способами: примешивая мелкий пластик к битуму или производя всю дорогу из пластика. Каждый из этих методов имеет свои особенности и преимущества.
Асфальт с добавлением пластика
Первый вариант, асфальт с примесью пластика, был разработан в Индии. В 2001 году ученый Раджагопалан Васудеван предложил этого специалиста, и вскоре компания KK Plastic Waste Management Ltd начала ее применение. Пластиковые отходы, такие как пакеты и стаканчики, измельчаются, плавятся и включаются в битум. Это увеличивает прочность и удешевляет строительство. Дороги, построенные с использованием этой технологии, требуют ремонта в два раза реже. На данный момент в Индии построено 2000 км таких дорог, переработано 8000 тонн пластика.
В контактной компании Green Mantra применяется аналогичный метод, заменяющий 20% битума на полимерные добавки. Этот метод уже активно используется в Ванкувере.
Дороги полностью из пластика
Второй вариант, дороги полностью из пластика, предложила нидерландская компания VolkerWessels. Они рисуют дороги из полых пластиковых панелей, которые соединяются как паркет. Эти дороги требуют ремонта на 30-50% реже, устойчивы к температурным перепадам, бензину, маслам и другим воздействиям. Внутри панелей можно проложить коммуникации, что ограничивает их обслуживание. Однако такие дороги пока не выдерживают тяжелого грузового транспорта, но уже подходят для легковых автомобилей, велосипедных дорожек и тротуаров.
Проблемы и препятствия
Если пластиковые дороги так хороши, почему их нет? Во-первых, отсутствие нормативной базы. Нет соответствия и требований к качеству таких дорог. Во-вторых, проблема взаимодействия полимеров с солнечным светом. Ультрафиолет разрушает полимерные связи, и пластик начинает крошиться, изготавливать микропластик, вред которого для природы и человека пока не изучен до конца.
Перспективы
Пока не будут решены бюрократические и экологические вопросы, пластиковые дороги не получат широкого распространения. Но кто знает, может быть, в ближайшем будущем мы будем строить дороги по-новому, используя пластиковые отходы. Эта технология потенциально может стать необходимым шагом в решении таких проблем, как износ, а также утилизация пластиковых отходов.