Старые автомобильные шины занимают много места из-за их низкой плотности, в три раза меньшей, чем у обычных бытовых отходов. Покрышки изготавливаются из синтетических материалов, что означает, что они могут разлагаться в природе более 100 лет. Использование автомобильных шин как источника материала создает потенциал для бизнеса по их переработке, предлагая стабильный поток сырья.
Причины необходимости переработки шин обусловлены их негативным воздействием на окружающую среду. Поскольку материал, из которого изготовлены шины, распадается очень медленно — около 120-140 лет, а их средний срок службы составляет всего 5-6 лет, образуется огромное количество отработанных шин. Предпринимаемые меры по переработке должны гарантировать высокий процент использования сырья вновь, достигая в некоторых случаях 100%. Более 80% шины составляет резина, что при противопожарных условиях может представлять опасность, так как резина легко воспламеняется и выделяет токсичные вещества при горении.
Структура шин
Автомобильные шины производятся из нескольких основных материалов: резины (83-96%), металла (4-14%), и текстиля (3-4%). Эти материалы соединяются в плотную структуру, состоящую из нескольких слоев: борта, боковин, протектора и каркаса. Резина, используемая для изготовления шин, в основном синтетическая, хотя реже встречаются и натуральные виды. Внутренняя оболочка шины, к которой она прикрепляется к колесу, содержит металлические и тканевые нити, образуя корд. В некоторых случаях корд может состоять только из металлических элементов, таких как проволока.
Одним из компонентов, увеличивающих горючесть шин, является углерод. Он придает шинам черный цвет и оставляет на дороге черные следы. Углерод также повышает прочность и износостойкость шин.
Вторичная продукция
Наиболее распространенной вторичной продукцией, получаемой из переработки шин, является резиновая крошка. Ее можно использовать в качестве наполнителя для других товаров или как верхний слой для покрытия площадок. Процесс переработки в крошку достаточно прост: шины режут на мелкие куски при помощи специального оборудования.
Более сложные методы переработки дают материал, который можно использовать в резиновых изделиях, таких как обувь, строительные плиты, новые шины и уплотнители. Резиновые материалы также нашли применение в строительстве: для изоляции кровли, производства железнодорожных шпал и дорожек.
Основные способы переработки шин
Переработка старых автомобильных шин осуществляется в основном двумя методами: механическим и химическим. Иногда применяется комбинированный подход, где сначала используется механический метод, а затем химический. Выбор метода зависит от доступности оборудования и требований к конечному продукту.
Механические методы
Механическая обработка старых автомобильных шин осуществляется при помощи шредеров, специальных устройств, в которые помещается шина. В шредере шина разрезается на мелкие кусочки ножами до получения желаемого размера крошки, который может составлять от 0,1 до 10 мм. Для дополнительной очистки от металлических частиц используется магнитный сепаратор. Для подачи в шредер шины предварительно разрезаются на крупные куски, и первоначальное измельчение зависит от производительности и вместимости шредера.
Основной продукт, получаемый после механической обработки, — резиновая крошка. Она может использоваться в качестве покрытия для уличных поверхностей, таких как беговые дорожки, спортивные и детские площадки. Резиновая крошка укладывается или уплотняется на поверхность.
Химические методы
Для извлечения вторичного сырья из старых автомобильных шин применяются химические методы, такие как пиролиз, сжигание и растворение. Во всех этих методах шины подвергаются разложению до молекулярного уровня путем нагрева или обработки кислотой. Однако существует опасность выброса токсичных газов в атмосферу. Для предотвращения этого используются изоляционные камеры, а выделенные газы могут использоваться как источник энергии для работы установок.
Помимо газов, при этом процессе образуется смола или сажа. После прохождения через фильтры сажа отделяется, а остатки металлических частиц удаляются. Из смолы можно получить жидкие виды топлива, такие как бензин или мазут. Однако для этого требуется дорогостоящее оборудование, способное обеспечить безопасность при обработке резины.
Открытие бизнеса по переработке шин в резиновую крошку
В России существует потенциал для открытия предприятия по переработке автомобильных шин в резиновую крошку или другие продукты. На сегодняшний день в этой области наблюдается недостаток законодательных норм, обязывающих переработку отходов. Тем не менее, предприятие может наладить систему сбора сырья благодаря короткому сроку службы автомобильных шин.
Для открытия такого бизнеса необходимо:
- Провести анализ рынка и разработать бизнес-план.
- Легально оформить предприятие.
- Оборудовать производственное помещение необходимым оборудованием.
- Нанять персонал.
- Найти каналы сбыта готовой продукции и источники сырья.
Несмотря на ограничения в законодательстве, существует огромный потенциал для развития такого бизнеса в России, где ежегодно меняются миллионы автомобильных шин, создавая стабильный источник сырья для переработки. Инициативы по ужесточению экологических норм могут также способствовать росту спроса на переработку отходов.